Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Мальчик Артур и путь к Граалю


Уже не осталось достойных, мой верный слуга. И я – самый последний из тех, кто в праве коснуться Грааля. Ибо я послал вас всех... зная, что лишь я бессмертен. Ибо я... я...


Король вовсе не перестал быть королем, увидев Бога. Он увидел Бога, когда перестал быть королем.
(С. Лукьяненко ‘‘Линия грез’‘)

В ‘‘Фальшивых зеркалах’‘ нет ни Артура, ни Грааля, зато есть весьма интересное рассуждение о мифе. Действие происходит в недалеком будущем, уже создан некий виртуальный мир, в котором, конечно же, есть свои легенды, очень похожие на наши. Главный герой Леонид беседует со знакомым ученым мифологом. Тот рассказывает, что мифология возникает, когда людям хочется внести в мир какие-то недостающие элементы, описанные, они оживают в сознании людей, но в реальности их по-прежнему нет. Но такие элементы оживают только в случае, если они действительно необходимы, и если есть некие реальные их проявления. Например, людям было достаточно грома и молний, чтобы верить в Зевса. В сети есть свой миф, о людях, которые могут спасти ‘‘заигравшихся’‘ или иным образом обмануть сеть, их называют ‘‘дайверами’‘. По-мнению ученых, они, конечно же, существуют, но существуют, как миф, как символ. Не более того. Мы снова возвращаемся к Лосевскому взгляду на миф с точки зрения самого мифа. Леонид – дайвер, и то, что для ученого милые и необходимые выдумки, для него сама жизнь. Миф Леонида похож на наш, так же, как похожи друг на друга все мифы. Более того, чтобы достичь цели, он должен пройти длинный путь по нити натянутой между стеной льда и стеной огня. В виртуальной жизни это так же не возможно, как в настоящей, невозможно физически. В этой ниточке над пропастью мы без труда узнаем мост-лезвие, он столь же тонок, он также отделяет от мира что-то очень важное, герой приходит сюда так же один. Этот мост находится в виртуальном мире, но и тот, наш, находится в волшебном. По закону жанра герой должен встретить здесь кого-то, призрачно похожего на него самого, встретить себя и победить. И Леонид побеждает себя, заставляет обычного человека в себе поверить, что мост лишь фикция, рисунок на экране, созданный, чтобы его остановить и достаточно просто в это поверить. Чтобы пройти мост – лезвие, ведущий в замок Грааля, нужна лишь вера и больше ничего, но стоит этой вере поколебаться, и ты падаешь в пропасть. Грааль не терпит сомнений. Эту же идею мы видим у Мэлори. Подойдя к ладье, по дороге к замку Грааля, Персеваль слышит от нее слова: ‘‘Остерегись ступить на сей путь, если вера твоя нетверда, ибо я есмь вера и при недостатке веры не будет тебе прощения’‘.
История поиска составляет основной сюжет ‘‘Линии грез’‘. Мальчик Артур и его телохранитель Кей должны достигнуть планеты Грааль. Кей, как и всякий рыцарь короля Артура ищет ‘‘то - не знаю что’‘, мальчик всячески отказывается раскрывать ему, что ждет их на далекой планете Грааль, непременное условие мифологического поиска. Маленький Артур пытается достигнуть цели уже много лет, по воле своего отца, владельца империи платных воскрешений, но и Артур и его телохранители всякий раз погибают, не долетев до Грааля. Кей отличается от них не силой, не смекалкой и не мощным оружием. Кей первый из телохранителей, который, может быть из жалости к мальчику, может из любопытства не сомневается, что достигнет Грааля. И снова, благодаря этому, все сложнейшие испытания становятся детской игрой, в которой ты выигрываешь по определению. Однажды, пытаясь приободрить мальчика, Кей переделывает легенду, говоря, что Артур тоже нашел Грааль, просто тогда когда перестал быть королем. Еще один важный момент. Чтобы завершить свою миссию, Персеваль должен задать Вопрос, нарушить рыцарскую этику, перестать быть рыцарем. Победить самого себя.
Еще вначале нашего исследования, мы упоминали некоторую странность и неоднозначность образа короля Артура – величайшего из королей, но при этом слабого, поддающегося, ветреного и вспыльчивого. Тогда мы предположили, что это наследие оставленное нам средневековыми романами, выдвинувшими на первое место в повествовании куртуазных рыцарей. Но и в языческих легендах мы не видим в Артуре яркой личности. Поэтому, весьма интересно будет рассмотреть образ Артура в произведениях Лукьяненко. И в ‘‘Линии грез’‘, и в ‘‘Последнем дозоре’‘, Артур – мальчик. В ‘‘Последнем дозоре’‘ его миссия проста. Великий маг Мерлин желал найти таинственный ‘‘венец всего’‘, сильный магический артефакт, и просто использовал для этого безвольного юнца, возведя его на престол и отдав в его власть, как игрушки, рыцарей и круглый стол. Мальчик Артур – лишь безвольное орудие. Тоньше и интересней образ Артура описан в ‘‘Линии грез’‘. Как уже было упомянуто выше, здесь Артур в прямом смысле мальчик четырнадцати лет, для всех сын, но на самом деле клон директора империи воскрешений, бога на земле. По воле отца он уже много лет, погибая и вновь возрождаясь, пытается достигнуть планеты Грааль, но ему не хватает веры. Но почему же именно этот маленький безвольный мальчик должен лететь на планету Грааль, почему именно он поможет Мерлину отыскать ‘‘Венец всего’‘? Мы снова возвращаемся к мифу об Артуре, а конкретнее, к продолжателям Кретьена. История Персеваля заканчивается, когда в замке Грааля появляются одновременно копья, починенный меч, чаша, камень и сам Персеваль – наследник Грааля. В своем исследовании Антон Платов приходит к тому же выводу: Грааль состоит из пяти частей, а не из четырех. К мечу, копью, чаше и камню присоединяется наследник, представитель рода Грааля. Когда то давно, живущий на планете Грааль Бог обещал драгоценный дар только одному человеку, и только этот человек может его получить. Мальчик Артур клон, или сын, или отражение того человека. Когда герои ‘‘Линии грез’‘, достигнув планеты Грааль, проезжают так называемую злую землю, которую никто не может пересечь, даже те, кто прошли через ‘‘мост-лезвие’‘, Артур говорит, что бояться нечего, потому, что он, мальчик Артур, ключ к сердцу Грааля. Итак, с помощью веры мы можем попасть в иной мир, мы можем найти и перейти мост-лезвие, но Грааль откроется лишь тем, кого он сам некогда выбрал. Так, в час славы Логров, когда Грааль явился в Камелот, все рыцари видели его, вкушали его дары, плакали от счастья, слыша его музыку, многие рыцари приезжали в замок Грааля и беседовали с королем-рыбаком, но только избранные на самом деле достигли Грааля, узнали его суть.
Итак, только избранный и достойный достигнет Грааля и будет избран Граалем. Только сильный духом сможет, победив себя пройти через мост-лезвие, перестав быть ‘‘королем’‘, победив самого себя. И только избранный дойдет до цели. Но что же ждет его, избранного и сильного в сердце иного мира? Теперь мы стоим на пороге разгадки этой тайны.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко