Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Содержание волшебной энциклопедии

 


Русалка

Русалка
Русалки – существа женского пола, имеющие непосредственное отношение к воде. Дальше сходства русалок между собой заканчивается.
Греческие сирены изображались птицами или рыбами с лицами прекрасных женщин. Их чудесные голоса сводили с ума моряков, и корабли их разбивались о скалы. Хотя во всех этих мифах, сами сирены никому не желали зла.
Этот же мотив несения гибели песней перешел в Европейские легенды. Погибшая от несчастной любви, Лорелея своим прекрасным голосом и нежным лицом, завлекает людей в страшный омут, где они неизбежно гибнут.
Европейские и славянские русалки – прекрасные женщины со светлой кожей, порой ноги им заменяет рыбий хвост. Все они имеют прекрасные голоса, живут в водоемах, но порой любят забираться на деревья в чащах волшебных лесов, и, сидя на ветвях своими загадочными песнями заставляют случайных прохожих забыть дорогу домой.
Итак, всех русалок объединяет одна черта – их песни околдовывают людей и чаще всего, это колдовство имеет печальные последствия. Выжившие забывают обо всем земном и становятся рабами русалок, но те, как и положено волшебным существам не имеют души. И все же, от обычных фейри, русалки заметно отличаются: все они стремятся обрести душу и найти любовь, для них запретную. Именно о таких историях повествуют всемирно известные сказки «Русалочка» Андерсена и «Рыбак и его душа» Уайльда. Обе эти сказки, конечно же, имеют грустный конец, у волшебного существа не может быть души. Тем более у русалки, ведь русалками становятся только самые прекрасные девушки, погибшие от несчастной любви.

 


Леприкон (Леприхун, Леприхаун)

Леприкон
Герой английского, шотландского и ирландского фольклора. Забавное крошечное существо, смахивающее на сморщенного, но ловкого старичка в зеленой одежде с громадными пуговицами и в шапочке с полями, тоже зеленой. В отличие от большинства других фейри, леприкон не прочь выпить, отчего его длинный нос всегда чуть краснее положенного. Леприконы обожают курить трубку и играть в кости. Но никогда не играйте в кости с леприконом. Зная нахождение всех земных кладов, этот хитрый человечек никогда с вами не поделится. Хотя леприкон относится к не злым фейри, доброты в нем не много, он никогда не помогает людям, ни хорошим, ни плохим и обожает над ними подшучивать.
Существует поверье, что если поймать леприкона, он исполнит три любых желания, но спокон веков, эти желания никому еще не принесли счастья. Во-первых, поймать леприкона, обычно занятого починкой башмачка, за что его и прозвали башмачником, почти невозможно. Он ловок и изворотлив. Во-вторых, пока вы не сторгуетесь с леприконом, которого поймали, вам нельзя отвести от него глаз, иначе он тут же растворится в воздухе. Оборачиваться нельзя, что бы вы ни услышали, а уж леприкон постарается сделать так, чтобы вы услышали что-то необычное. В третьих, леприкон исполняет три желания, как только вы о них подумаете, но если в течение дня в вашей голове возникнет еще хоть одно, маленькое, желание, контракт считается расторгнутым и все, что уже было исполнено, тает, как дым. И наконец, никому и никогда, нельзя рассказывать о встрече с леприконом, иначе все исполненное исчезнет.
Зато, если вы увидели леприкона и не стали его ловить и мешать работе, игре или развлечениям башмачника, значит, в этот день вам будет сопутствовать удача.

 


Эльфы

Эльф
Эльфы – пожалуй, самые популярные сказочные существа, но, не смотря на это, в разных сказках они выглядят по-разному: прекрасные снаружи и изнутри, воины; крошечные девушки с крыльями бабочек, живущие в лепестках цветов. Откуда же взялось столько разногласий?
Судя по всему эльфы, как и другие волшебные существа, своим появлением обязаны культу предков. Как и другие фейри, эльфы бессмертны и живут в волшебной стране, порой выходя на землю. Эльфы бывают темные и светлые. Темные злопамятны, мстительны и встреча с ними не сулит ничего хорошего. Порой, они похищают людей и навсегда запирают в свои таинственных холмах. Светлые эльфы добры и ласковы, хотя не лишены своеобразного чувства юмора. Светлые эльфы – самые прекрасные существа на свете, их тела светятся неповторимым небесным светам, но прекрасные глаза всегда немного печальны. Их удивительные одежды сделаны из тканей, неведомых человеку, будто сотканных из заката, дождя или радуги. Эльфы мудры и наделены прекрасным вкусом, они делают светлым мир вокруг себя, отгоняют зло, у них великолепные замки, им служат лучшие животные, в том числе, часто упоминаемый в легендах, белый олень. Так же эльфы прекрасно танцуют и играют на музыкальных инструментах. В таких эльфов верили наши предки, о таких эльфах писал Дж. Толкиен, воскресив их из забытья.
Со временем в легендах и сказках, эльфы стали меняться, уменьшаться в росте, и вскоре стали крошечными крылатыми человечками Шекспира и Андерсена. Было тому причиной колдовство, или неведомая болезнь, мы не знаем. Но предполагаем, что уходящее язычество, которому принадлежали легенды о прекрасных эльфах, осталось в памяти людей чем-то древним, простым и радостным. Поэтому в серьезные сказки одна за одной входили забавные нотки, и даже прекрасные эльфы потеряли свою просветленную серьезность.

 


Волшебные существа

Фэйри
С давних пор наши предки верили, что мир населен разумными существами, следящими за жизнью людей и принимающими в них участье. Язычники верили, что у всего в мире: растений, явлений природы – есть душа. В более поздних сказках подобные одушевленные существа стали принимать все более оригинальные образы и, со временем, превратились в известных нам теперь дриад, наяд и прочих духов природы.
Но не все волшебные существа имеют данное происхождение. Ученые склоняются к мнению, что вера в волшебных существ ведет свою историю из веры в загробную жизнь. Считалось, что некоторые души умерших не могут покинуть землю. Какие-то из них, погибая при особенно страшных обстоятельствах, одержимы желаниям отомстить, и после смерти теряют человеческий рассудок, и единственная их черта – жестокость. Они одержимы ненавистью ко всему живому. Из этого поверья родились герои страшных сказок, желающие герою лишь зла.
Но есть и другие, те, что умерли думая о чем-то светлом, они сумели сохранить разум и память, в сказках, еще и остроумие. Ученые считают, что именно из таких духов появились всем нам известные фейри, эльфы и домовые. Несмотря на сложный характер, подобные существа помогают людям, общаются с ними. Единственное, что отличает их от живых – отсутствие души и, конечно же, бессмертие. Два раза не умирать...

 


Герой пограничник (по В. Проппу)

Согласно теории В. Проппа путешествие героя классической сказки туда-не-знаю-куда, является символом обряда перерождения, путешествия на тот свет и возвращения обратно. А, следовательно, встречаемые героем существа принадлежат либо первому, обычному миру, либо миру мертвых. Пропп утверждает, что к последнему миру относятся все волшебные существа: говорящие звери, драконы и т.д. Чтобы понять, почему следует ознакомиться с теорией происхождения сказочных существ.
Но есть и еще один вид персонажей – герои-пограничники, относящиеся и к одному миру и к другому. Такие персонажи всегда сочетают черты человека и животного, либо человека и мертвеца. Встреча с таким персонажем символизирует переход героя в иное состояние, в иной мир.
Один из ярких примеров героя пограничника – баба Яга, древняя старуха с костяной, мертвой ногой. Встретив героя, она предлагает ему отведать пищи и попарится в баньке – отбить запах живого тела перед входом в не слишком дружественный иной мир. Избушка же на курьих ножках, так же сочетая в себе черты обоих миров, может повернуться передом по любую сторону жизни.

 


Иной мир

Иной мир волшебных сказок всегда вызывает у читателей множество вопросов: загадочная страна предстает то доброй, то злой, то красивой, то жутковатой, то гостеприимной, то опасной. И самое удивительно заключается в том, что среди волшебных существ, фей, эльфов и фениксов, в волшебной стране герой встречает жутковатых существ, сочетающих в себе черты живых и мертвых, а так же людей на земле давно умерших.
А разгадка заключается в том, что в древних сказках мир волшебный и мир мертвых были одним и тем же. Один из самых древнейших культов – культ поклонения душам умерших. Со временем души в фантазии людей принимали все новые обличия. И именно они со временем превратились в волшебных существ. Так, например, некогда воины забирали с полей битвы головы поверженных врагов, хранили их у себя дома и считали, что души пойдут вслед за ними и, при правильном обращении, будут помогать по дому. Из этого жутковатого обычая и появился милый и привлекательный волшебный герой – домовой.
Из подобных перевоплощений и родился разнообразный загадочный и жутковатый образ сказочной волшебной страны.

 


Туда - не знаю - куда

Один из самых известных сказочных архетипов. Для того, чтобы достичь важной цели, герой должен идти, не зная пути, заблудиться. Этот совершенно непонятный на первый взгляд мотив легко объясняется, если обратиться к древним языческим верованиям. Самые лучшие язычники – воины идут в бой почти не защищенными и объясняют это тем, что доверяют защите своих богов. Путь неведомо куда - что-то с родни позднему христианскому божьему суду. В случае если человек достоин найти, доверяя своим богам, а не картам именам и направлениям, он непременно найдет.
Тем более что любое царство – замок – место, искомое таким методом, отделено от мира рекой с тонким мостом, бесконечным полем, или непроходимым лесом. Проход через все подобные препятствия в язычестве символизировал переход в иной мир, куда без помощи богов по обычным земным дорогам пройти нельзя.

 


Путешествие героя (по В. Проппу)

Изучая сходства в сказках разных народов, в том числе никогда не соприкасавшихся друг с другом, русский ученый В. Пропп разработал целую теорию о происхождении сказки от древних обрядов.
Пожалуй, самый распространенный сказочный мотив - поход героя туда-не-знаю-куда, в некое несуществующее царство, где он находит то, чего нет на земле. Опираясь на то, что в подобных сказках герой всегда молод, а возвращаясь из путешествия, получает право жениться или наследовать имущество и титул, Пропп предполагает, что основа этой сказки – древний языческий обряд посвящения мальчика в мужчины. Подробнее изучая подобные обряды разных народов, Пропп убедился в своей правоте.
Обряд заключается в том, что прошедший определенные испытания, в том числе испытание болью, мальчик отправляется в некое ритуальное место, изображающее мир иной, проводит там ночь, а сутра возвращается перерожденным. Похожие обычаи в Европе просуществовали до появления христианства, а кое-где в мире существуют и до сих пор. То же происходит и в сказках: проходя определенные испытания, герой попадает в неземное царство – царство волшебное и царство мертвых, и возвращается, получая новые способности, вещи и, конечно же, новый социальный статус.

 


Кентервильское привидение

Кентервильское привидение
Главный герой одноименной сказки Оскара Уайльда. Привидение, издревле живущее в одном из английских поместий, и пугающее всех приезжих скрипом цепей, стуком костей или даже игрой в мяч собственной головой. Так было много веков, до тех пор, пока поместье не купила семья американцев. Первое, что они сделали, войдя в дом, новейшим пятновыводителем стерли древнее кровавое пятно посреди кухни, на том самом месте, где кентервильское привидение некогда убило свою жену. В ту же ночь отец семейства предложил призраку машинное масло, чтобы цепи не скрипели так сильно, а двое маленьких близнецов закидали его подушками. Пораженный таким обращением, призрак вспоминает, как в старые добрые времена люди седели, падали в обморок и умирали, увидев его.
Не оставляя надежды напугать американцев и отомстить за их издевательства, призрак воет по ночам и восстанавливает раз за разом стираемое кровавое пятно, с помощью красок дочери хозяев, Вирджинии.
Когда из всех красок остаются только синие, девушка решает встретиться с привидением и узнает его грустную историю. Призрак и в самом деле убил свою жену, но ведь она была дурна собой и совсем не умела готовить, к тому же, братья жены покарали его, уморили голодом и, не похоронив, обрекли на вечные скитания. Романтичная, к тому же влюбленная девушка сочувствует призраку и решает помочь ему. Призрак помогает ей прочитать написанное на старом окне заклятие. В случае, если невинная душа сжалится над призраком, молитва разгонит тьму, а в саду зацветет много лет назад засохший миндаль, и упокоится несчастный призрак.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко