Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Друиды

Друиды в последнее время все чаще появляются на страницах романов фэнтези, в компьютерных играх, в кино. И многие люди уже и не помнят, что друиды не мифологические существа, а вполне реальные кельтские жрецы. Какими они были, и почему до сих пор не перестают волновать нашу фантазию?
Первое историческое упоминание о друидах мы находим в работах римского историка Плиния. Здесь друиды выглядят, как величественные старцы с длинными седыми бородами и ясными взглядами. Они одевались в белые одежды, а по праздникам срезали с дубов омелу с помощью золотого ритуального серпа. Именно этот образ и знаком нам теперь. И все же, многие историки полагают, что такими друиды были лишь в романтических фантазиях Плиния. Ведь кельты не любили одноцветных одежд, носили сложные прически и множество украшений. Но, впрочем, внешний вид друидов для нас не так уж важен.
Друиды управляли всей духовной жизнью своего народа, внушали страх и пользовались уважением, считались магами, умеющими общаться с Богами. Кельты верили, что друиды – не совсем люди, а рожденные на земле дети Дагды, отца всех богов. Друиды произносили заклинания, приносили жертвы, знали тайны целебных и ядовитых трав, составляли календари, точности которых могла позавидовать любая развитая цивилизация того времени. Вот, пожалуй, и все, что история знает о друидах наверняка.
После прихода христиан и крещения Европы, друиды и барды ушли в леса, но отнюдь не перестали существовать. Местные феодалы охотно поддерживали их, считая великими магами и предсказателями, носителями древнего знания. Упоминания о бардах и друидах, живущих в лесах до X века а может и дольше, отделившихся от мира, но, порою, приходящих туда, найти не трудно. Самым известным из этих людей можно назвать, считавшего себя последним бардом, легендарного Талиесина.Друид
Может показаться странным, что мы почти не отделяем жрецов друидов, от певцов бардов, но тогда это было в порядке вещей. Бард так же считался магом, говорящим с богами, принявшим от богов свой поэтический дар. Друиды учили бардов и производили обряд посвящения, барды же воспевали друидов и богов.
Стоит сказать, что у кельтов жрецами были не только мужчины. Но в отличие от друидов, жрицы полностью принадлежали богине луны, которой поклонялись. Они не могли иметь детей, жили маленькими общинами далеко от населенных мест и вызывали в людях суеверный страх. Поговаривали, что они даже умели летать. А воины, случайно видевшие их ритуальные лунные танцы, будто бы подвергались страшной каре Богов. Наибольшее количество легенд связано со жрицами острова, некогда носившего имя Томбелен и находившегося на территории современной Франции. На нем жили девять жриц. Как и другие жрицы, они почти не взаимодействовали с окружающим миром, лишь порой принимали тех, кто нуждался в помощи. И когда одна из них умирала, они приплывали на берег и забирали с собой новую маленькую девочку. Чаще всего родители охотно отдавали им дочерей, это была высокая честь. Удивительно то, что многие моряки вплоть до XVII века утверждали, будто проплывая мимо острова, некогда звавшегося Томбеленом, видели женщин в странных одеждах. Женщины будто бы танцевали в лунном свете. Возможно, эти рассказы были плодом фантазии суеверных моряков, но историки не отрицают вероятности того, что жреческий культ богини луны мог существовать несколько веков, совершенно отстраненный от мира, тем более, что в окрестных деревнях, порой, случались пропажи маленьких девочек.
Итак, кельтские друиды и жрицы пережили свою культуру на много лет и все же, со временем исчезли, исчезли не оставив ничего, ни капельки своих знаний. Виною тому традиция устной передачи знаний, которой друиды так и остались верны. Они унесли с собою в вечность свои древние знания, которые современники их считали знаниями, полученными от богов. Сказания и легенды донесли до нас истории об ином мире, волшебстве и великих героях, и еще совсем немного о кельтской религии. Но религия эта не была религией друидов. Жрецы покланялись другим богам, их вера и их мудрость оставалась тайной для всех, кроме них самих. Поэтому их знания не дошли до нас, и вряд ли когда-нибудь дойдут.Ветви дуба
Есть одна сказка о воине, которому удалось покорить сердце юной жрицы Томбелена, и до того, как гнев богов постиг их обоих, она будто бы успела рассказать ему немного о своей вере. Эту сказку можно было бы считать лишь сказкой, но то же самое рассказал монахам последний бард Талиесин. Вот этот крошечный кусочек знания. Есть три круга бытия. Из первого все приходит, но ничто туда не возвращается. Древний великий Бог стоит над бездной и березовой ветвью выметает оттуда души. И тогда души попадают во второй круг. Здесь они распадаются на три части. Две из них становятся душам людей, третья – их светом. Они теряют друг друга и раз за разом рождаются во втором круге бытия, в разных обличиях, и ищут одна другую. И лишь, когда двум людям удается найти друг друга и обрести свой свет, они вновь соединяются в одну душу и попадают в третий круг бытия, рай, но о нем никто ничего не знает. Ведь как нельзя вернуться в первый круг, так нельзя выйти и из последнего.
Вот тот кусочек знания, который донесли до нас сказки и загадочные речи Талиесина. Мы не беремся сказать, было ли это знание тем самым знанием друидов. Когда люди спрашивали последнего барда Талиесина о том, кто такой друид, бард, маг, просили его рассказать о его великих знаниях, Талиесин отвечал, что лишь любовь – это настоящее знание, все остальное соткано из тумана и в тумане исчезнет. А настоящий маг не тот, кто знает культы и творит чудеса, а тот, кто может пробудить душу, скрытую в теле. Ведь пробудить душу, значит создать ее заново, открыть ее миру. И, несмотря на многочисленные просьбы, Талиесин не рассказал ничего больше, хоть и знал, что является последним хранителем культуры кельтских жрецов. Однажды он ушел из замка своего покровителя и больше не вернулся. Тела его не нашли. И вскоре у людей появилась новая сказка. Будто Талиесин уходил вверх по горе, к самому солнцу. И с каждым шагом становился все старше и мудрее, все больше походил на бога. Сначала он предстал людям в образе раннехристианского пророка, затем воплотился в египетского жреца. Последним, самым древним и великим образом, был образ старого, как мир, Друида в дубовом венке…


Анна Стриганова

 

Радужный туман

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко