Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Что такое сказка?

МозайкаЕсли долго идти по дорожке, заросшей папоротником, то непременно придешь в волшебную страну. А еще одну единственную ночь в году этот папоротник цветет алыми цветами, приносящими счастье, и тысячи крошечных эльфов снуют туда-сюда над этими цветами. Сказка — то, что нам так часто читали в детстве, сказка с ее наивными чудесами и жутковатыми героями, то, к чему мы, сколько бы лет нам ни было, порою возвращаемся. Потому что не можем не возвращаться. Так что такое сказка и зачем она нам нужна, — спросили мы у таких же как мы, школьников, студентов, взрослых, и вот что нам ответили:
«Мне кажется, что взрослым людям сказки нужны, чтоб хоть ненадолго отвлечься от обыденных проблем, рутины и суеты. То есть сказки - своеобразная отдушина».
«Чтоб окончательно не забыть о том, что в этом мире есть ещё чудесное и прекрасное...»

«Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Сказка — это хорошо!»
«Нужны, потому что именно в сказках всегда сбываются заветные мечты, в отличии от реальной жизни!»
«Чтобы на некоторое время вернуться в детство».
Итак, сказка — красивый мир, мир, в котором мы жили в детстве, в который порой возвращаемся. Возвращаемся, когда в обычном мире становится слишком тяжело.
Один висел на той сосне три дня и три ночи, и вороны клевали его тело. Крылатый змей прилетал в деревни и сжигал их дотла. Далеко не всегда сказки бывают добрые и светлые, далеко не всегда у сказок бывает хороший конец. И все же ни наука, ни религия не может вытеснить из нашей жизни сказку. Теперь и весьма серьезные ученые взялись за этот вопрос. О, сколько они спорили о том, откуда взялась сказка и ее более древняя форма – миф? Может быть, это древние люди чье знание мира превосходило даже современное, зашифровали в них свое знание? Может быть жрецы рассказывали сказки тем, кто шел на войну или готовился к исполнению страшных обрядов, чтобы сказка придала им сил. Ведь ее герои тоже шли на смерть и боль, а теперь о них рассказывают тебе, значит, о тебе кто-то будет рассказывать, значит, все, что ты готовишься сделать, кто то уже сделал. Значит все, что было уже будет и все невозможное – возможно. А были и такие ученые, которые доказывали, что сказка и есть зашифрованный обряд, что проход через лес и возвращение символизируют смерть и воскрешение при обряде посвящения, а баба-яга имеет костяную ногу, потому что относится одновременно и к этому миру, и к иному. Если верить этим исследованиям, сказка тут же перестает быть добрым и красивым миром, но не теряет своих чар, своего непонятного обаяния.
А чтобы найти свое сокровище нужно идти туда, не знаю куда. И пошел царевич, не ведая дороги ,за тридевять земель. Дальше шли новые исследования. Почему у разных народов живших так далеко друг от друга одни и те же сказки? Ведь эти сказки появились намного раньше, чем начались путешествия между континентами. Может один образ жизни, охотничий, вызывал одни и те же верования, обряды, а, следовательно, мифы? А может раньше все люди и вовсе жили вместе, на одном прекрасном материке? А сейчас, когда снова в моде космос и пришельцы, мы то и дело слышим, что именно они на своих тарелках прилетели со звезд и рассказали нам свою историю, которую мы и запомнили, как сказки. Это были те самые инопланетяне, которые рисовали круги на полях и построили пирамиды, помните?
А еще был мудрый маг Мерлин, хороший и плохой одновременно, и король Артур, который спит в далекой темной пещере, но однажды, когда будет очень нужен, обязательно вернется. Теория литературы утверждает, что мы живем в эпоху постмодернизма, в эпоху, когда каждое произведение, строится из других произведений, как из кубиков. А мы добавим, что подозрительно много кубиков – это мифы и сказки. Они получают все новые и новые смыслы, становятся символами, получают магическое и философское значение. Что скрыто в сказке, переход в другой мир, обряд, символ? Что она несет нам, опыт древних, знание, радость? Точного ответа нет и наверное не будет. Все герои сказок, что то ищут. Что то очень важное. Но когда находят, в тот самый момент, сказка всегда кончается. Поэтому для нас, чаще всего, сказка поиск чего-то неведомого, того, не знаю чего, который не кончается может поэтому мы и не перестаем ее любить?
Вяйнямейнен долго смотрел на предрассветное золотое море, а потом понял, что оно слишком пустое, хоть и прекрасное. И тогда Вяйнямейнен создал мир. Вряд ли кто-то когда-то знал наверняка, зачем ему сказка. Но люди пересказывали сказки из уст в уста и никогда не забывали. А потом появилась письменность, и вооружившись пером и чернилами люди записывали сказки. Бесконечные сказочные миры рождаются в нашей жизни и перо нужно лишь, чтобы их сохранить. Вам стоит лишь чуточку напрячь воображение, чтобы увидеть их, а мы в свою очередь, уподобимся перо, и сделаем их чуть более зримыми и осязаемыми. Мы это сайт http://pero.su. Сайт сказок сплетенных из бисера. Мы не пытались искать сокровенные значения сказок, мы просто читали их, а потом брали бисер и пытались вдохнуть в него сказочную душу. Как получилось, судить вам. Только не забывайте – Главного не увидеть глазами.

Наталья Гончарова

 
Рубрики:

Радужный туман

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко