Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Кельты

Вступление.
Кельты – великий народ, когда-то заселявший огромную часть Европы, народ загадочный, народ по сей день окруженный множеством легенд. Даже римляне, завоевавшие некогда кельтов, были поражены их храбростью, их умом и их странными, жутковатыми традициями.
Кельтская традиция оставила неизгладимый след во всей исторической, и духовной жизни Европы, по словам Французского ученого Э. Шюрэ, стала ее кровью. То и дело мелькающие в кино, романах и играх, ставшие культовыми, образы белобородого друида, срезающего волшебную омелу, или жрицы, танцующей ритуальный танец у костра – пришли в наше время из кельтской традиции. Ей же, вопреки распространенным представлениям, обязана своим появлением одна из известнейших и величайших легенд мира – легенда о короле Артуре. И даже известный всему миру праздник Хеллоуин, со всеми его жутковатыми атрибутами, ни что иное, как упрощенный кельтский Самайн, день наступления нового года, когда стирается грань миров. Кельты подарили нам и множество сказок, особенно загадочных и волшебных.
Все, что мы знаем о кельтах рассказали нам римские и греческие ученые, сами же кельты передавали друг другу свое знание лишь в устной форме, и знание это ушло в небытие, когда скрылись в лесах друиды, когда покинул землю последний бард.
Но по рассказам ученых, мы все-таки можем узнать хоть что-то о жизни кельтов, об их знаниях.

Жилища и внешний вид.
‘’Словно ветви боярышника, которыми заделывают дыру в изгороди, свились волосы на голове юноши. Если бы клонящуюся под тяжестью плодов благородную яблоню потрясли над его головой, ни одно яблоко не упало бы наземь, наколовшись на его грозно топорщащиеся волосы’’.
(‘‘Похищение быка из Куальнге’‘)

Изучения кельтских домов и поселений пока еще находится на начальной стадии. Ученые Рима и Греции, так много рассказавшие нам о быте и внешнем облике ‘‘варваров’‘, к сожалению, уделили этому вопросу недостаточно внимания. Основываясь же на анализе археологического материала, можно сказать лишь то, что кельтские дома в плане были прямоугольные, или круглые по размеру и степени укрепленности таких домов, можно было судить о социальном статусе их хозяина. Так несколько соседствующих друг с другом больших зданий, обнесенных деревянным частоколом, наверняка являлись домом короля, или вождя племени.
Римские ученые с удивлением отмечали, что кельты, уделявшие огромное внимание своему внешнему виду, совершенно не заботились о красоте или даже уюте своих жилищ. В самом центре дома обычно находился очаг, на котором висел огромный котел, подвешенный к матице дома. Дым от огня должен был выходить через отверстие в центре тростниковой крыши. Крышу в таких домах поддерживали массивные деревянные столбы, зачастую украшенные сложной резьбой. Вдоль стен главной комнаты шли небольшие отсеки, иногда закрытые кожаной занавеской, или плетеной ширмой. Если верить словам Диодора Сицилийского, в этих отсеках люди спали прямо на полу, в холодное время года, подстилая себе шкуры животных. Кельтский обед, по словам Афинея, выглядел так: ‘‘Кельты принимают пищу за деревянными столами, под которые подкладывают охапки сена, так, чтобы они лишь немного возвышались над землей. Когда обедают большой компанией, усаживаются в круг, а в середину садится самый влиятельный, превосходящий всех военным умением, знатностью, или богатством...’‘
Резиденция аристократа, так же не отличавшаяся особенной изысканностью обычно включала в себя укрепленную ограду, парадную лужайку, служившую одновременно полем для игр и домашним пастбищем, а также собственно резиденцию и другие значительные постройки из дерева. Есть данные и о том, что богатые дома могли быть двухэтажными. Второй этаж называли ‘‘солнечной комнатой’‘, и предназначался он в основном для женщин, проводивших здесь свое время за шитьем и вышиванием. Даже в спокойное время дома серьезно охранялись слугами и голодными злыми собаками. Запирание ворот на закате имело первостепенную важность даже в домах ремесленников и простых людей.

* * *
Описания внешнего вида кельтов можно без труда найти в работах римских ученых, в древне кельтских сагах и рисунках. По всей видимости, идеальный мужчина, по мнению кельтов, должен быть высок, крепок и светловолос. Известно так же, что мужчины очень заботились о своей фигуре. Растолстеть считалось позорным. Более того, если юноша превышал дозволенный вес, его ждало наказание. Знатные кельты традиционно отпускали усы до невероятной длины. Кельтские воины любили сложные прически, порою даже смазывали волосы известковым раствором так, что на них можно было нанизывать яблоки, по крайней мере так рассказывает древняя сага о Кухулине. Именно кельты изобрели неведомую античной культуре часть одежды – штаны. Сверху одевалась туника до бедра, или до колена, украшенная множеством каемок и вышивок. На талии такая туника была перехвачена поясом с накладками из бронзы и золота. Плащ, яркий, или вовсе разноцветный, в горошек или полосочку, указывал на социальный статус своего хозяина.
Женщины кельтов, по словам римлян, в статности и силе не уступали своим мужьям. Волосы, светлые, или ярко-рыжие, они заплетали в две или три косы, а на кончиках укрепляли цветные бусинки и шарики. Одевались они чаще тоже в туники, в отличие от мужских, доходившие до самых пят. Реже в колоколовидные юбки с богатым орнаментом, расшитые бусинами.
Обувались кельты в кожаные башмаки и сандалии, а иногда и в льняные туфли с кожаной подошвой. Головные уборы не пользовались особой популярностью, сложная прическа делала их лишними, хотя есть несколько упоминаний о рубашках и туниках с капюшоном. Огромное значение по всему кельтскому миру придавалось украшениям – их в большом количестве носили и мужчины и женщины. Самым характерным из них была гривна из бронзы, золота, или серебра. Носили также браслеты, кольца и броши с изображением животных или волшебных существ. Также, для украшения часто использовались колокольчики.
Как ни странно, варвары, кельты уделяли большое внимание личной гигиене. В ранних сагах есть множество упоминаний того, как люди моются или ходят в баню, пользуются мылом и ароматными травами.Кельт в шлеме

Работа и развлечения.
‘‘Лишь только поднявшись, решил он дела королевства и всякие споры, остаток же дня разделял на три части: сперва наблюдал он забавы и игры юнцов, затем принимался играть в брандуб и фидхелл. А уж под вечер вкушал он напитки и яства под навевавшую дремоту музыку’‘.
(‘‘Похищение быка из Куальнге’‘)

Основным источником жизни кельтов было сельское хозяйство, но есть сведения, что кроме выращивания сельскохозяйственных культур, они занимались и разведением крупного рогатого скота, свиней и овец. Достижениям кельтов в искусствах и ремеслах могли бы позавидовать многие, об этом явно свидетельствуют найденные археологами броши, украшения, деревянные и глиняные поделки, образцы ткани. Также кельты достигли больших успехов в умении делать вино и варить пиво. Среди кельтской аристократии большой популярностью пользовалась охота, не только как необходимость, но и как развлечение. Саги хранят множество описаний охоты на птиц, так, ею до самозабвения увлекался герой Кухулин. И все же величайшей охотничьей добычей кельтов считался кабан. Несмотря на то, что дикая свинья была излюбленным блюдом кельтов, ей также поклонялись, как божеству, считая их неземными, волшебными животными. Так в одном из первых, кельтских текстов о короле Артуре, великий вождь получит прозвище ‘‘Кабан’‘. Местные традиции содержат множество упоминаний об охоте на свиней, как настоящих, так и сверхъестественных.
Свободное от войны и охоты время, кельтские аристократы посвящали играм. Играли в фидхелл (‘‘деревянная мудрость’‘) и брандуб (‘‘Черный ворон’‘). Скорее всего, в этих играх участвовали фишки. Возможно, использовались и игральные кости. Порой, ставки были отнюдь не шуточные. Так, в саге ‘‘Сватовство к Этайн’‘ герой выигрывает себе право обнять и поцеловать чужую жену, в которую влюблен.
Среди молодежи поощрялись и спортивные игры на открытом воздухе. Чтобы понять, в чем они заключались, вновь обратимся к описанию Кухулина: ‘‘Пустился он в путь, собрав все. Что нужно для игр. Взял он свою бронзовую палицу для бросков и серебряный шар, свой маленький дротик для метания и детское копье (...) Сперва ударом палицы далеко отбрасывал он шарик, а затем туда же бросал он саму палицу. Метал он свой дротик и копье, играя, бросался за ними’‘. Часто описывается также игра, напоминающая травяной хоккей. Сохранилась даже глиняная фигура того времени, изображающая обнаженного мужчину с клюшкой в одной руке и мячом в другой.
Кельты любили устраивать пиры, поводом могло стать любое хоть сколько-нибудь значимое событие. Римляне вообще отмечали, что кельты слишком любили злоупотреблять пищей и вином, но, как не странно Атеней отмечает их чистоплотность, которая редко сопутствует обжорству. Как уже было сказано выше, кельты делали отменное пиво и вино, а из еды предпочитали тем, или иным способом приготовленную свинину. Хлеб кельты потребляли в очень малых количествах. Так же им были известны такие блюда, как: говядина, баранина, соленая свинина и копченая рыба, при приготовлении использовались ароматные травы и специи.
Кельты очень любили музыку, относились к ней, как к чему-то дарованному свыше, почти сверхъестественному. Поэтому кельтские поэты и музыканты считались магами и почитались. Даже после прихода христианства бардам было позволено жить в лесах и исповедовать свою веру.
Если для того, чтобы развеселить компанию требовались менее серьезные развлечения, приглашались артисты, вроде наших скоморохов. Как ни странно нигде не было найдено упоминаний о кельтских танцах. Однако археологами были найдены несколько кельтских глиняных статуэток, изображающих обнаженных мужчин и женщин в позах, похожих на танцевальные.

Война в жизни кельтов.
‘‘Me zo deuzar armoriq!’‘.
‘‘И я, я тоже бретонец!’‘
(Клич бретонских воинов)

Огромное место в жизни кельтов занимала война, но она не только не была горем, но, напротив, являлась довольно желанным источником обогащения, а главное, славы. Большая часть оставшихся нам кельтских баллад и песен посвящено войне. Так же, кельты любили дуэли и просто драки, поводом для которых могла послужить любая мелочь. Человеку, вступавшему в такой поединок, мог противостоять только один противник. Воины начинали битву с взаимных оскорблений и восхвалений своих предков и семьи, а так же собственной воинской доблести. Это приводило их в состояние боевой ярости. Человеку, вступавшему в такой поединок, мог противостоять только один противник.
Внешность и поведение кельтов во время больших битв производило на врагов неизгладимое впечатление. Кельты показывали в бою истинное бесстрашие. Современные французы до сих пор с гордостью вспоминают, как их древние предки, бретонцы (один из кельтских народов), побежденные римлянами не сдавались до последнего. А те, кого враг не заметил, вместо того чтобы спасаться, сами бежали на верную смерть с криком: ‘‘Me zo deuzar armoriq’‘ - ‘‘И я, я тоже бретонец!’‘. В первой главе уже был описан весьма устрашающий за счет странных причесок внешний вид кельтских воинов, осталось добавить лишь то, что их мечи, ножны и колчаны со стрелами были удивительно изукрашены, а вожди носили причудливые шлемы, отлитые из бронзы.
Больше всего поразили римлян два кельтских боевых обычая. Во-первых, племена наемников - гезатов, самых отважных и яростных воинов, выходили на битву обнаженными и только множество украшений висело на сильных телах. Так они хотели показать богам свое абсолютное доверие. Во-вторых, кельты забирали с поля боя все отрубленные головы. Они верили, что таким образом оставляют себе души умерших, которые будут им служить. Кстати, именно этому обычаю обязаны своим появлением домовые. Просто со временем, они обрели более безобидную внешность.Кельтская женщина
Величайшие праздники и обычаи,
связанные с благополучием и процветанием.

Вся кельтская религия была тесно связана с кругом времен года и движением солнца и луны. Археологи нашли календарь, начертанный на бронзовой пластине, очевидно составленный друидами, пометившими месяцы и даже дни, как добрые или дурные. Каждый сезон у кельтов начинался с праздника: Самайна зимой, Белтайна летом, Имболга весной и Лугнасада летом. Таким образом, величайших праздника отмечалось четыре.
Главный праздник, который кельты считали днем наступления нового года, был праздник, известный сегодня, как Хэллоуин (1 ноября). Но тогда он назывался Самайном. Считалось, что в этот день раскрывается граница миров, прошлое и будущее, реальное и волшебное сливаются воедино. Кельты верили, что в этот день на землю возвращаются умершие, а волшебные существа вылезают из своих укрытий и празднуют новый год. Поэтому с наступлением темноты на Самайн, кельты боялись выходить на улицу. Но если и выходили, то разжигали огромный праздничный костер, чтобы отпугнуть духов.
Следующим важным праздником был Белтайн (1 мая). В этот день бог Бел посылал на землю обновленный огонь, друиды приносили его людям, а те тушили все костры и зажигали их вновь, от обновленного огня. Бог Бел также считался покровителем скотоводства, поэтому в этот день под присмотром друидов проводились обряды, ‘‘защищающие животных от болезней’‘. Так, например, полагалось провести весь домашний скот между двух костров.
Намного меньше мы знаем об Имболке (1 февраля) и Лугнасаде (1 августа). После прихода христианства Имболк совпал с днем св. Бригитты, языческой предшественницей которой, была богиня плодородия.
Благополучие и неблагополучие жизни, успех в войне, плодородие земли – все зависело от правильного поклонения Богам, которому, в основном и служили кельтские праздники. Но также считалось, что благополучие племени зависит от короля, считавшегося посредником между двух миров. Причиной поражения, неурожая хлеба, голода, кельты считали виной вождя, его сакрального или даже физического недостатка. Так, например, в более поздних кельтских сказаниях о короле Артуре, присутствует страна, с высохшей землей, на которой не растет даже трава, а причиной тому является рана, вот уже много лет мучающая правителя этих земель. Возможно поэтому, вожди стремились принять свою смерть в битве. Народ боялся, что дряхлеющий правитель вызовет проклятие на свои земли. Есть предположения, что в расцвет языческой эпохи вожди, в окружении жриц и друидов, добровольно принимали смерть, имевшую огромный сакральный смысл.

Языческие традиции.
‘‘На северных островах земли были Племена Богини Дану и там постигали премудрость, магию, знание друидов, чары и прочие тайны, покуда не превзошли искусников со всего света’‘.
( ‘‘Битва при Маг Туиред’‘)

Как уже было видно из предыдущих глав, вся жизнь кельтов была буквально пропитана различными религиозными суевериями и приметами, обрядами и заклинаниями для отвращения зла. Хранителями древних традиций и знаний, которые разрешено было передавать только в устной форме, были друиды. Они руководили всей духовной жизнью народа, их считали не просто мудрецами, но и магами, обладающими даром общения с богами. Считалось, что друиды – это рожденные на земле дети великого Дагды, отца всех богов.
Языческие храмы – прямоугольные постройки с вырытыми в земле шахтами для жертвенных костей и драгоценностей являются памятниками поздней кельтской эпохи. Основными же святилищами кельтов были леса, где друиды собирали омелу; источники, исцеляющие болезни; большие водоемы, считавшиеся проходами в иной мир и т.д. Любой водоем кельты считали священным, разделяющем их мир и мир волшебства. Жертвенные животные и другие дары богам часто опускались именно в воду. Известно, что по всей Европе существовал обряд затопления оружия. Археологи с удивлением находили на дне множество мечей, как зазубренных в бою, так и только выкованных. Смысл этого обряда пока не раскрыт. В легендах о короле Артуре, волшебный меч Экскалибур должен быть затоплен после гибели своего владельца: ‘‘Из воды (волшебного мира) он пришел, в воду и должен вернуться’‘.
Не менее важным для кельтов был лес. Во многих деревьях, таких, как дуб, осина, бузина, - как верили кельты, жило множество волшебных существ; в чащах водились животные, так же игравшие важную роль в кельтской традиции. Так, например, кабан почитался кельтами за свою храбрость, силу и быстроту, к тому же только он питался плодами дуба, дерева, священного для язычников. Существовал даже бог, которого звали Мокк, то есть ‘‘свинья’‘. Так же высоко почитались олень и змея. В текстах некоторых средневековых авторов, змея даже станет символом язычества в целом. Так, у Мэлори Персеваль видит сон, где лев в честном бою убивает змею. Мудрец расшифровывает этот сон, как символ победы христианства над язычеством.
Огромную роль в кельтской традиции играли птицы, говорят, что друиды делали предсказания, наблюдая за их полетом и криком. Водяные птицы ассоциировались с культом солнца, именно птица, утка, или гусь, возили его по небу. Своих идолов кельты часто изображали сидящими в колеснице, запряженной птицами. Напротив, предвестником зла, считался журавль, его облик принимали злые богини и распутные женщины. Посланник богов, ворон, был хитер, лжив и опасен, его следовало умиротворять дарами и обрядами.
Еще, стоит отметить, что священными, почти мистическими местами для кельтов служили каменные круги, построенные их давними предками. Известнейшим примером таких построек, является Стоунхэдж. Эти удивительные творения людей древнего мира, поражающие своей величественной, жутковатой красотой, вызывают огромный интерес у ученых всего мира. Но тайна их предназначения и, особенно, их создания людьми, не знавшими даже колеса, так и остается не разгаданной. Кельты считали, что древние великаны принесли каменные глыбы из далеких стран, чтобы обозначить ими места скопления волшебной силы.
Хотя кельтская религия и была неясной, лишенной некой системы, она впечатляет своей необычностью, загадочной, жутковатой и волшебной красотой.

Вера в загробную жизнь.
‘‘Смерть – это середина долгой жизни. Великий провидец вытолкнул меня верхушкой березы за пределы древней ночи. (...) Капля воды – я играю в ночи; вспышка света – я сплю на звезде; я был первоцветом в степи, пятнистой змеей в горах, птицей в лесу. Я перемещался, я спал на сотне островов, жил в сотне городов’‘.
( Отрывок из речи Талиесина. ‘‘Великие легенды Франции’‘ )

Кельты страстно и радостно верили в жизнь после смерти, в иной мир. Сразу хочу оговориться, что кельтский иной мир, и волшебный мир, упомянутый выше по некоторым источникам являются одним целым, по другим же волшебный мир вообще не имеет отношения к загробному. Но, так или иначе, кельты верили в вечную жизнь. В кельтский рай, по некоторым сведения именуемый Авалоном, попадают великие герои, а также люди милые сердцу богов и волшебных существ. Старинные сказки Англии и Шотландии хранят истории о том, как прекрасные феи, влюбившись в смертных, уводят их по дорожке, заросшей папоротником, в иной мир, где нет времени. Важно отметить, что нигде загробный мир не упоминается, как награда за безгрешную жизнь, возможно понятия добра и зла вообще отсутствовали в традициях кельтов. Не было и такого понятия, как ад. Единственный загробный мир, представлялся кельтом не мрачным подземельем, вроде греческого Тартара, а островом, где не прекращается лето, где живут эльфы и драконы, и даже ночью не умолкает музыка.
Необычно и то, что представляя иную, бесконечную жизнь, кельты верили и в переселение душ, об этом повествуют и некоторые римские авторы, и раскопки, доказавшие, что людей хоронили вместе с множеством необходимых вещей, которые могли бы пригодиться хозяину в новой жизни. О том, как сочетались эти две столь не похожие традиции, история умалчивает. На эту тему существует лишь одна древняя, многократно переписанная легенда, ей нельзя верить наверняка, но и не замечать вовсе, тоже не стоит. Языческая жрица, уже обреченная на смерть рассказывает своему возлюбленному тайну, известную лишь посвященным. Есть три круга жизни – Аннуфен, бездна из которой исходит жизнь; Кильк-и-Абред, где души перемещаются из тела в тело, становясь то человеком, то животным, то звездой горящей в глубине небес; Кильк-и-Гвинфид, где правит счастье, куда попадают души, достойные этого счастья, вспоминая все свои прошлые воплощения, воссоединяясь со своей божественной половиной, Авеном. Эта тайна вполне объясняет две разные веры в жизнь после смерти, но, к сожалению, доказать достоверность этой легенды уже не возможно.Кельтская жрица
Известно лишь то, что великий и окруженный легендами бард Талиесин, живший в начале христианской эпохи, однажды произнес в монастыре святого Гильда речь, повествующую о тех же трех мирах, рассказал он и о своих прошлых жизнях, которые помнит, являясь не простым человеком, но мудрейшим, бардом. И речь его была столь вдохновенна, что спорить с ним, или преследовать его так никто и не решился.

Стриганова Анна

Библиография:

1) Комаринец А. ‘‘Энциклопедия короля Артура’‘. Москва, ‘‘АСТ’‘, 2001.
2) Королев К. (составитель). ‘‘Мифология британских островов’‘. Москва, ‘‘Эксмо’‘, 2004.
3) Макунина М. (редактор). ‘‘Мифы и верования кельтов’‘. Москва, ‘‘АРТ – РОДНИК’‘, 2003.
4) Мэлори Т. ‘‘Смерть Артура’‘. Москва, ‘‘Наука’‘, 2005.
5) Пауэлл Т. ‘‘Кельты. Воины и маги’‘. Москва, ‘‘Центрполиграф’‘, 2003.
6) Пиготт С. ‘‘Друиды’‘. Москва, ‘‘Центрполиграф’‘, 2005.
7) Росс Э. ‘‘Кельты – язычники’‘. Москва, ‘‘Центрполиграф’‘, 2005.
8) Шюре Э. ‘‘Великие легенды Франции’‘. Москва, ‘‘Алетейа’‘, 2003.
9) Народные сказки, легенды, эпосы Шотландии, Англии и Франции.

 

Радужный туман

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко