Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Легендарный Талиесин

Мне показалось, что между колонн древнего леса я увидал бардов с боевыми топорами или арфой на плече. Длинные седые волосы падали им на плечи из-под венков из березовых ветвей. (...) Из их уст вырываются ритмичные заклинания(...). В конце концов, я понял значение их слов: ‘’Проклятие тем, кто не умеет помнить! Эти великолепные воины рождены из наших слез, нашей крови, наших битв. Они жили среди нас и мы воспевали их. Но мы проиграли битву и вы отняли их у нас, а нас покрыли забвением...’’
(Э. Шюре ‘‘Великие легенды Франции’’)

И все же, не смотря на массу прекрасных и глубоких романов, на кажущуюся неразделимость Артурианы с классическим рыцарством и христианством, король Артур не дитя эпохи куртуазного рыцарства. И первым шагом на пути к изначальным мифам, куда более таинственным и глубоким, мы остановимся на еще одной фигуре, являвшейся автором записанного в XII веке сборника легенд и пророчеств, известного, как ‘‘Книга Талиесина’‘. В 1960 году было доказано, что авторство этой книги и в самом деле принадлежит перу Талиесина, придворного барда короля Уриена. Талиесин – ‘‘Сияющее чело’‘. Это - бардовское прозвище, настоящего имени история до нас не донесла. В одном из стихотворений Талесина есть слова: ‘‘А прежде я звался Гвионом Бахом’‘. Видимо здесь Талиесин ссылается на легенду о волшебном превращении на острове Аваллон. Однако есть вероятность того, что именно это имя было первым, настоящим, именем Талиесина позже вошедшим в легенду. Некоторые источники говорят, что рождение Талиесина было предсказано, как великое событие, и что Талиесин смог в юном возрасте стать верховным бардом, тогда как другие учились бардовскому искусству десятилетиями. Как и все барды, он одевался в длинные белые одежды и всегда носил с собой арфу. Существует только два произведения, которые ученые приписывают Талиесину без сомнений – это ‘‘Книга Талиесина’‘ и ‘‘История Талиесина’‘. Здесь он рассказывал о трех своих рождениях, о том, как он с королем Артуром ездил в загробный мир Аннуин, и о многих других волшебных происшествиях. Многие легенды о Талиесине впервые были рассказаны самим Талиесином. Многие, но далеко не все. Эти книги будут записаны только через 7 веков, после смерти барда, т. к. кельтская традиция предполагает устную передачу знаний. Его стихи заложат традицию всей Валлийской литературы.
Как уже было упомянуто выше, в одной из своих книг бард описывал поход с королем Артуром в загробный мир Аннуин за волшебным котлом. И Аннуин и котел-Грааль следы древней языческой традиции, о которых подробнее будет рассказано в следующем параграфе.
Стоит сказать еще, что Талиесина довольно долго принимали за плод чьей то фантазии, поэтому, один из последних языческих бардов, автор вошел героем в им же рассказанный миф. Гораздо лучше, нежели живого барда Талиесина мы знаем Талиесина легендарного. Описаний барда в легендах нет, он слишком часто меняет свой образ, представая то старцем в льняном одеянии, с седыми волосами, спадающими по плечам и золотой египетской змеей вокруг лба, то языческим друидом, то вовсе проповедником времен раннего христианства. Талиесин стал одним из трех величайших кельтских бардов (другие два Ливарх и Анейрин), легенды о которых, будут жить вечно. Он был воспитателем и учителем великого чародея Мерлина, кстати, именно ему со временем стали приписываться заслуги Талиесина, его чудеса. Хотя, если хорошо поискать, легенд о барде можно найти не мало. Это рассказ о его втором рождении, чудесном путешествии по морю, дружбе с Эльфином, путешествиях и подвигах, знакомстве с королем Артуром и т.д. ‘‘Последний раз, когда я появлялся на земле, я был последним бардом, бардом-королем’‘. Его время, было временем сложным, кончалась полная приданий, легенд, великая эпоха кельтов, навсегда уходила в забвение одна из величайших мировых культур. Он был последним представителем своей эпохи, последним кельтским Певцом. Легенда гласит, что уходя с земли, он оставил людям свою арфу (В кельтской этимологии – арфа – живое слово души). Сам Талиесин называл себя магом, тем, кто владеет мудростью волей и силой. По словам его, маг – не тот, кто обращает свинец в золото, или вызывает бурю, маг тот, кто может видеть души спрятанные в теле и заставить их расцвести. Ушел Талиесин, ушла эпоха кельтов, но осталась их живая душа, их легенда.
В упомянутых нами романах образ Мерлина всегда не просто противоречив (он одновременно маг светлый и темный), но порой вовсе не узнаваем. Объяснение этому кроется в том, что романисты переплели фигуры ученика и учителя, в итоге слив их в одно целое, тогда как Мерлин – несчастное дитя света и тьмы, язычества и христианства, обреченное на вечные метания, а Талиесин – последнее прощай великой языческой эпохи, воплощение барда, бог священного знания кельтов.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко