Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



«Исторические корни волшебной сказки» и языческий смысл мифа об Артуре


Большей частью входы в подземный мир были окружены непроницаемым девственным лесом. Этот лес был постоянным элементом в идеальном представлении о входе в Аид.
(Rosher)

Сейчас, когда изучение средневековых орденов и сект стало делом достаточно модным, многие исследователи стали приходить к выводу, что секрет средневековой популярности легенд об Артуре, заключается будто бы в том, что некая секта, чаще всего розенкрейцеры, зашифровала в них свое учение. И это учение трубадуры и труверы успешно и безнаказанно разносили по Европе. Эта версия, безусловно, имеет право на жизнь, но если чье-то религиозное учение и скрыто за рыцарским артуровским мифом, то в первую очередь, это учение языческое.
В прошлом параграфе мы рассказывали об исследовании сказки В. Проппом. Каждый элемент сказки мифа отсылает нас к древнему сакральному обычаю. Каждый из десятков примеров, приведенных В. Проппом, можно без труда найти в Артуриане, а значит, понимая, что именно мы читаем, мы можем проследить весь обряд, со всеми его мельчайшими тонкостями. Теперь мы хотели бы привести несколько примеров, и чтобы не путаться, мы будем рассматривать только сюжеты, касающиеся самых главных героев нашего мифа.
Первый элемент, который мы возьмем это ‘‘Изоляция царских детей в сказке’‘. Что значит этот элемент, мы уже рассказывали в прошлом параграфе. Дети важных людей, не прошедшие обряд перерождения, укрывались в малодоступных местах, чтобы никто не мог повредить им, или сглазить их. Теперь обратимся к нашему мифу. Младенцем, король Артур был увезен от двора, отца и матери и до шестнадцати лет жил в семье бедного рыцаря, далеко от городов и почти не зная других людей. Персеваль же и вовсе был увезен своей матерью в лес, где прожил шестнадцать лет, не видя людей. В первый раз, встретив рыцарей, он принял их за ангелов.
Второй элемент – ‘‘Проход через дремучий лес’‘. Всегда и у всех народов обряд инициации проходил в лесу, если леса поблизости не было, посвящаемых уводили в густой кустарник. Некоторые ученые предполагают, что это делалось с целью скрыть обряд от посторонних глаз, сохранить его таинством. Но В. Пропп и многие другие ученые, некоторых из которых мы уже упоминали, уверены, что лес выбран для обряда именно потому, что лес окружает иной мир, что дорога в иной мир идет через лес. В лесу из русских сказок живет баба яга – получеловек, полумертвец, леший – получеловек, полуживотное. В американских легендах, мужчина идет искать свою умершую жену и проходя через густой лес, вдруг понимает, что оказался в царстве мертвых. Этот элемент мы встречаем в сказках всех народов, поэтому сомнений не остается. Вернемся к мифу об Артуре. Любой герой, ищущий Грааль, обязательно проходит через лес, и попадает в волшебный замок только после этого. Более того, посвящаемый в барды Мерлин, обязан провести ночь в лесу – это и есть обряд посвящения. Но именно в это время, именно в лесу являются к нему волшебная девушка по имени Свет и его отец – дьявол, персонажи не этого мира. Кстати эти два персонажа, касаются и еще одного пункта: обретения героям потусторонних помощников. Помощники, помимо много другого, иногда становятся наградой за поход в иной мир.
Третий элемент – ‘‘Волшебные дары’‘. Мы подошли к очень важному моменту, потому, что именно к волшебным дарам относится главная тайна нашего мифа – святой Грааль. Вернувшись из иного, или сказочного, мира, герой приносит с собой нечто очень полезное, это может быть живая вода, воскрешающая кого-то, это может быть волшебный предмет. К примеру, однажды Мерлин тайно приводит юного Артура в лес, и в озере посреди леса появляется прекрасная фея, которая дарит Артуру меч Экскалибур. Меч, который не может затупиться, меч, ножны которого заживляют раны. Этот элемент объясняется без труда. Древние люди, для которых охота была основным источником жизни, приписывали охотничьи успехи не себе, не своей ловкости и силе, а волшебным свойствам своего оружие. Оружие порой даже обожествлялось и становилось предметом для поклонения. А так как волшебным может быть не любой предмет, а только приобретенный неким определенным образом, при исполнении обряда, подаренный кем-то из старших, в сказке полученный от мертвеца, волшебного персонажа, или животного.
Но более всего среди волшебных даров нас интересует один – ‘‘Предмет, дающий вечное изобилие’‘. Волшебные предметы, оружие и помощники остаются с героем навсегда, чего нельзя сказать, например, о скатерти самобранке, и других предметах, которые дают людям вечное изобилие: пищу, воду, золото и прочее. Кстати, такие предметы обычно бывают не подарены герою, а украдены им. Языческие жрецы, рассказывая о потустороннем мире, всегда упоминали изобилие и богатство при полном отсутствие хоть какого-то труда. Иной мир в сказках такой же, сияющий и богатый. Но предмет, дающий изобилие, даже украденный героем из загробного мира, не может остаться в обычном мире надолго. Ведь если все, ради чего жил первобытный человек, будет даваться ему без всякого труда, исчезнет всякая цель в жизни, человек станет распущенным и ничтожным. Не знаю можно ли с этической точки зрения относить к таким предметам святой Грааль. Скажу лишь, что он тоже является предметом вечного изобилия и тоже не задерживается на земле. А замок Грааля, несмотря на общий упадок, страны короля рыбака, богат и прекрасен, а столы ломятся от пищи и вина.
Еще один достаточно важный момент. Сказочный герой очень часто приходит в некое государство, земное, или потустороннее и определенным образом свергает короля этого царства, занимая его место. При этом король не просто повержен, но повержен по причине своей старости или немощи, вспомним хотя бы ‘‘Конька-Горбунка’‘. За этим элементом мы без труда видим еще один интересный обычай. Как известно, по языческим верованиям, властелин, утративший мужскую силу, приводит свою страну к немощи и разрушению, поэтому нездорового или стареющего правителя убивали, убийство носило ритуальный характер, и его место занимал молодой воин. Позже убийство превратилось в ритуал. Обыгрывался бой старого властелина с молодым, после которого старый просто отходил дел. Этот обряд отчасти смягченный рыцарской этикой, про которую не могли забыть средневековые авторы, мы видим в замене короля Грааля. Как только, прошедший посвящение и путь духовного роста, Персеваль возвращается в замок Грааля, старый король-рыбак умирает, уступая ему свое место.
Мы рассмотрели только главные мотивы, опустив множество других, в том числе уже рассмотренный нами мост-лезвие. Добавим еще, что главный смысл обряда инициации приобретение героем особых волшебных сил, а бард Талиесин, повествуя о своем походе за котлом в загробный Аннуин, упоминает, что нашедший Грааль станет либо великим магом, либо великим королем. Прошедшие инициацию и обредшие волшебные силы, великим королями становятся Артур и Персеваль, великими магами Мерлин и Талиесин. Придуманные же средневековыми авторами Галахад и Борс, сходят с ума, или умирают. Может быть, средневековые авторы не знали того, о чем мы писали сейчас, а может этими двумя героями и их судьбами, авторы хотели донести до нас некий смысл, свой взгляд?

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко