Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Миф в исследовании Мирчи Элиаде


Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира
(Мирча Элиаде)

Известный историк и философ Мирча Элиаде в своей книге ‘‘Аспекты мифа’‘ пытается рассмотреть миф не как некий вымысел и фантазию. Он пытается посмотреть на миф так, как смотрели на него древние люди, посмотреть как на что-то не просто истинное, а еще и очень важное, сакральное. Элиаде выделяет пять основных положений, касающихся каждого мифа. Миф составляет историю подвигов сверхъестественных существ; миф представляется, как абсолютная истина и обладает сакральной наполненностью; миф всегда имеет отношение к созданию, явлению чего-то в мир; миф в процессе познания человеком объясняет происхождение вещей; миф, так или иначе, проживается аудиторией. Попытаемся объяснить эти пять пунктов на примере нашего мифа о короле Артуре:
1)Миф об Артуре действительно представляет историю подвигов сверхъестественных существ: не только зеленый великан и красный рыцарь, дева озера, Моргана и Мерлин, но и сам Артур, и его рыцари, побеждающие в бою каждый по десятку, а то и по сотне рыцарей – существа сверхъестественные. И одновременно с этим, стоит нам посмотреть на этот миф с точки зрения Мирчи Элиаде, все эти герои становятся вполне реальными, а их подвиги, как мы уже писали в главе о язычестве, обретают глубокий сакральный смысл.
2)Миф представляется, как абсолютная истина, в которую многие верят до сих пор и будут не довольны, если кто-то скажет, что короля Артура не существовало. Более того, большинство людей, слышавших о короле Артуре, уверено, что он совершенно реальный исторический персонаж. Про сакральную наполненность нашего мифа мы говорили уже неоднократно.
3)Кульминация мифа об Артуре есть час славы Логров, появление в обычном мире вне потустороннего замка, Святого Грааля. Более того, миф о короле Артуре рассказывает и о появлении братства круглого стола, задающего нормы поведения всего мирового рыцарства.
4)Каждая попытка пересказа мифа об Артуре неизбежно сопровождается и попыткой объяснить происхождение Грааля, а, следовательно, понять цель с которой Он появился на земле.
5) Как ‘‘проживается’‘ наш миф аудиторией, мы наглядно видим по количеству исследований, и творческой деятельности на основе этого мифа. Мы видим церкви Грааля, мы сталкиваемся с исследователями вроде Пьера Лассаля, доказывающими свою родственную связь с Персивалем, а значит причастность к Граалю. Люди не просто переживают, происходящее в мифе, но и вовсе теряют на его почве рассудок.
Смысл мифа для древнего человека Элиаде раскрывает цитатой из работы Б.Малиновского ‘‘Миф в первобытной психологии’‘: ‘‘Все эти сказания служат для аборигенов выражением первозданной реальности, более величественной и богатой смыслом, чем реальность современная, и определяющей ежедневное существование и судьбу человечества. Знание, которое человек имеет об этой реальности, раскрывает ему смысл ритуалов и задач духовного порядка, так же как и форму, в которую он должен их облечь’‘.
В своей работе Элиаде уделяет особенное внимание разновидностям мифа. В первую очередь, это, конечно, мифы о происхождении, но об этом нами было сказано уже многое, поэтому их мы пропустим. По мнению Элиаде, любой такой миф есть модель для любого проявления сотворения, для любого творчества.
Еще Элиаде выделяет миф об исцелении. Этот миф всегда включает в себя рассказ о происхождение болезни, происхождении лекарства и их взаимосвязи, таким образом, этот миф является частью мифа о сотворении. Как и миф о живой и мертвой воде, как и мифы об исцелении народов Америки, наш миф о Короле Артуре, а именно рассказ об исцелении увечного короля, короля Грааля, так же содержит историю происхождения и болезни, и лекарства. В случайном и незначительном поединке с хозяином некоего замка, рыцарь круглого стола Балин срывает со стены копье и наносит им удар своему противнику. Этот удар, позже прозванный роковым, положил начало страданиям короля-рыбака и всей его страны, ведь копье, которым был нанесен удар – было копьем Грааля. Раненого Граалем, может исцелить только Грааль. Наследник Грааля, Персеваль должен задать вопрос, узнать, что такое Грааль, узнать миф о происхождении Грааля, и только тогда увечный король будет исцелен. Таким образом, Элиаде, сам того не зная, дал нам возможный ответ, объяснив, почему же исцеление и благополучие зависело только от того, задаст ли Персеваль Вопрос. Ответом на Вопрос был миф о происхождении лекарства, без которого миф об исцелении не может быть завершен.
Следующий род мифов, рассмотренный Элиаде – мифы об обновлении. В их основе – представление о периодической обновляемости всего сущего. Как все в мире умирает зимой, так весной оно снова возрождается. Сюда же относятся мифы о конце света: все сущее склонно к постепенной деградации, а, следовательно, должно быть разрушено и воссоздано вновь. Так идеальное в час своей славы, королевство Логров постепенно разрушается. Захваченные поиском, рыцари круглого стола уезжают вслед за Граалем. А среди тех. Кто остался, появляются предатели. Последняя битва – конец света, конец светлого царства Логров, конец, за которым стоит новое начало, Артур не умер, он лишь спит и ждет, когда его появление вновь станет необходимым. Во всех языческих традициях за концом идет новое начало, только позднее, у христиан и иудеев появляется идея о том, что мир был создан один раз и погибнет единожды и навсегда. Элиаде так же делает одно интересное предположение, что человек, понимающий это всеповторение, может спокойно предугадать будущее, ведь все, что будет - уже было, а все, что было – будет, таким образом, с помощью мифа, время может быть побеждено.
По мнению Элиаде, главное, что дает человеку миф – это понимание того, что все что мы готовимся сделать уже было когда-то, кем-то сделано, а значит является возможным и ничего невозможного в мире не существует. Но, однако, с изменением общественного строя, а особенно с появлением письменности, мифология потеряла свое первоначальное значение, превратившись в литературные произведения. Но ни авторы, пересказывающие мифы по-своему, ни новые религии не сумели уничтожить миф, а лишь вобрали его в себя, соединились с ним.
На этом мы заканчиваем знакомство с книгой Элиаде, скажем лишь, что это, на наш взгляд, одно из самых научных, полных, и в то же время удивительно красивых исследований мифа.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко