Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Кельтский Артур


Ты видишь три дороги: Первая из них, узкая и крутая, заросшая колючками и шиповником, так что остается лишь узкий туннель – это путь праведников, редко кто осмеливается идти это дорогой. Вторая, широкая и прямая, где пляшут солнечные зайчики и растут цветы – это путь порока, он для простых смертных. Третья же, та, что вьется вверх сквозь заросли папоротника, та, что словно ковром, покрыта мхом, - и есть дорога в волшебную страну...
(‘‘Томас Лермонт’’ Шотландская народная сказка)

Источников более ранних, чем книги Талиесина, повествующих о Короле Артуре не существует, но существуют другие легенды, раскрывающие нам тайны Аваллона, увечного короля, замка который появляется только тогда когда это нужно и отделен от мира лесом, и многих других тайн, которые описывали, но не умели раскрыть средневековые авторы. В том числе мы приближаемся к раскрытью тайны самого Грааля.
Элементов языческой кельтской культуры, встречающихся неизменно даже в самых поздних и самых христианских романах множество. Поэтому мы остановимся лишь на самых важных и интересных:
Аваллон. Остров на который ладья с девятью прекрасными дамами на борту увозит смертельно раненного Артура. Некоторые авторы романов придерживались мнения, что Аваллон – монастырь, однажды испытывая денежный кризис, аббатство Гластонберри объявило себя Аваллоном и даже нашло на своей территории гробницу короля Артура. Несостоятельность этой теории доказали очень быстро. Были и другие. И есть до сих пор. И все же нельзя не заметить, что кельтский полузагробный полусказочный мир – остров вечного лета, где, не умолкая, звучит музыка, где живут эльфы, драконы и феи, где время идет совсем иначе, мир, который так часто описывается в народных сказках Англии и Франции, например в так хорошо известном нам ‘‘Томасе Лермонте’‘, так вот, этот самый мир, рай древних кельтов, уже упомянутый в прошлом параграфе - называется Аваллон.
Девять дам, сопровождающих Артура на Аваллон. Нужно заметить, что в некоторых пересказах, особенно адаптированных для детей, дам три, так как тройка число для нас более привычное, но первоначально их девять. Во всех романах, авторы которых полностью не отказались от волшебства, упомянуто, что эти дамы – волшебницы. Среди них всегда есть королева-фея Моргана - ведьма и сестра Артура, Вивиан, равная по силе магии самому Мерлину, Фея Озера и др. Девять ведьм. Здесь тоже не трудно провести аналогию. С ужасом и уважением упоминали римские ученые о девяти жрицах острова Томбелена( Помпоний, 1 век) Они жили там много веков, служа богини луны и не вступая в брак, когда умирала одна, на ее место покупали у крестьян или воровали новую девочку. Этим жрицам приписывали многие волшебные способности, но особенно они считались покровительницами морских путешествий, будто бы умея управлять ветром и храня судно от бурь.
Замок Грааля. Все замки Грааля, упомянутые в романах, отделены от остального мира или особенно густым лесом, или бесконечным полем, или водой. Известно, что в кельтской этимологии проход через чашу леса или пустую равнину, символизирует переход в мир мертвых. Не даром в Книге Талиесина Артур ездил за магическим котлом в загробный мир Аннуин (не путать с Аваллоном). Может быть поэтому, рыцари из романов возвращались из замка Грааля сильно изменившимися, и долго еще не могли забыть его.
Грааль. Волшебный котел, за которым Артур ездил на тот свет нигде не называется Граалем, и все же, так же как и Грааль, он является лишь достойным, так же как Грааль дает всевозможные яства и вина. Котел творит множество чудес, например, в легенде о втором рождение Талиесина, рассказанной самим же Талиесином. Одна ведьма, жившая на волшебном острове Авалон, хотела сделать своего сына величайшим бардом. Целый год она варила в котле чудесные травы, но когда настало время, зелье пролилось и попало не на сына ведьмы, а на простого мальчика Гвиона Баха. После этого простой мальчик обнаружил в себе великую красоту и великий дар поэта. Узнав все это, мы, правда, не стали ближе к разгадке Грааля, лишь подтвердив, что его волшебные качества, даруют причастным пищу и перерождение. Но вот еще одна небольшая легенда, поразившая нас до глубины души. С самых древних времен кельты верили, что дети богини Дану, волшебный народ Туату де Даннан спустился с небес, принеся с собой четыре бесценных сокровища: Котел Дагды, копье Луга и меч Нуаду и камень Фал. Котел, копье, меч и камень, как мы помним, составляют четыре предмета Грааля.
Увечный король. Как мы помним, король-рыбак, король Грааля был неизлечимо ранен в бедро, а его страна терпела жестокую нищету, эпидемии, неурожай. Но как только Персеваль оказывается в силах излечить рану короля, страна его становится счастливой и процветающей. Это след аграрного языческого культа, согласно которому благополучие страны, особенно плодородие земель, напрямую зависело от мужской силы правителя.
Артур получает свой меч Экскалибур от вышедшей из воды хозяйки озера. И туда же, в воду должен Артур вернуть Экскалибур по окончании своего земного пути. Судьба меча чудесным образом появившегося из озера и в озеро же вернувшегося, связана, скорее всего, с ритуальной символикой оружия. В чем точно заключались эти ритуалы пока остается невыясненным, но по всей северной Европе в водоемах находят древнее дорогое оружие, попавшее туда не случайно, но бывшее затоплено намеренно. Озера же, в которых находили особенно богато украшенные клинки, по сей день окружены поверьями и легендами. Красный рыцарь огромного роста, противник Артура из рыцарских романов, носит имя языческого повелителя страны мертвых – Айнген. Множество черт также объединяет Таинственного языческого Кая и сенешаля Артура – сэра Кэя: С одной стороны - это честность и справедливость, с другой - грубость и заносчивость. Так кельтские образы из Артурианы можно перечислять бесконечно, мы остановимся еще лишь на одном.
Чародей Мерлин. Без Мерлина, сподвижника отца Артура, советника друга и придворного мага самого Артура, не обошелся ни один роман. Но его образ часто туманен, а то и просто не понятен. Добрый Мерлин, чья заслуга в создании идеального царства Логров заметно больше чем заслуга самого Артура. Но в то же время, Мерлин, узнав, что новорожденный сын Артура от инцеста, Мордред, станет причиной гибели Логрии, предлагает собрать всех младенцев на корабль и утопить их. Мудрый Мерлин, принесший в Камелот Круглый Стол, знающий прошлое и будущее, Мерлин согласно Мэлори настолько влюбился в придворную даму Вивиан (Нимуэ), что позволил ей заставить себя забыть Артура и двор, а потом вовсе усыпить себя вечным сном. Туманная фигура обретает плоть, а противоречия смысл, когда мы узнаем позднюю кельтскую легенду о Мерлине. Рожденный от чистейшей добрейшей монахини и демона, Мерлин был выращен последними кельтскими бардами. Он был неплохим бардом, ведь сам Талиесин учил его, но однажды к нему пришла душа света в виде прекрасной девы и подарила ему умение владеть белой магией и видеть прошлое. Затем пришел отец и подарил умение владеть темной магией и видеть будущее. Мерлин, по своим способностям, был сильнейшим магом, но он не мог пользоваться этим бесконечно метаясь из света в тьму, от Бога к Дьяволу. Обручальное кольцо души света хранило его от смерти и вечного сна. Служа Артуру, он совершил много прекрасных деяний, но много и низких. Вот и разрешилось первое противоречие. Однажды он узнал, что в лесах живет нимфа (ведьма) Вивиан, колдунья еще более сильная, чем он. Увидев ее, Мерлин забыл и темное и светлое начала, третье бардовское, языческое начало одержало в нем верх. Он полюбил. Он изменил душе света и снял ее обручальный перстень. Вивиан обещал ему ночь любви в обмен на то, что он раскроет ей заклинание сна. Ночи любви не было, ведь, как сказано выше, языческие жрицы не могут иметь плотских отношений с мужчиной. Заклинание сна было прочитано ей над самим Мерлином в тот миг, когда он обнял ее. Умея видеть будущее, Мерлин знал, что будет так, но вечный сон, по крайней мере, обещал ему долгожданный покой без муки безответной любви и вечного метания между тьмой и светом. Вот и объяснение второму противоречию.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко