Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Томас Мэлори


Я, однако, не стану утверждать, что так будет, вернее скажу: в этом мире он расстался с жизнью. Но многие рассказывают, будто на его могиле написано так: ‘‘Здесь лежит Артур, король в прошлом и король в грядущем.
(Томас Мэлори ‘‘Смерть Артура’‘)

Обычно, обзор знаменитых романов Артурианы на этом заканчивается, но мы, все же, считаем нужным упомянуть о еще одном интересном авторе, жившем, правда, значительно позже – Томасе Мэлори. Как ни странно, о жившем в XV веке Томасе, нам известно достаточно мало. Он был рыцарем, сидел в тюрьме, любил охоту и турниры, имел доступ к огромной библиотеке существующих в то время романов об Артуре. В тюрьме по обвинению в покушении на жизнь, грабеже, краже со взломом, угоне скота изнасиловании и пр. он провел восемь лет. За этот период его дважды выпускали на поруки, к тому же, однажды он совершил побег. Являлись ли этот поистине великий преступник и автор ‘‘смерти Артура’‘ одним лицом с точностью утверждать нельзя.
Нам Томас Мэлори интересен, как автор свода романов ‘‘Смерть Артура’‘. Первая печатная версия этого свода будет выпущена Уильямом Кэкстоном в 1485 году. ‘‘Эта книга изгоняет из покоев государей Библию!’‘ гневно воскликнет о ней секретарь королевы Елизаветы. В подлиннике название книги звучит, как ‘‘Полная книга о короле Артуре и благородных рыцарях круглого стола’‘, название же известное нам сейчас – ‘‘Смерть Артура’‘ - следствие ошибки Кэкстона, принявшего название последнего романа за название всего цикла. Цикл являет собой огромное собрание артуровских легенд. Она включает в себя все, что Мэлори счел хоть сколько-нибудь значимым.
Первая часть повествует о Мэрлине, рождении Артура и его родителях, о приходе юного Артура к власти, о зачатии Мордреда от инцеста, а также о появлении круглого стола и чудесного меча Экскалибура. Вторая часть повествует о военных подвигах Артура и его коронации в Риме. Третья рассказывает о куртуазной любви Ланселота к королеве Гвиневере, о его славных подвигах. Четвертая часть повествует о рыцаре Гарете, младшем брате Гавейна, его дружбе с Ланселотом, оказавшейся выше клановой принадлежности и борьбы двух влиятельных семей. Пятая повесть кажется странно несвязанной со всем остальным ибо повествует о Тристане, в судьбе которого, как известно круглый стол, Камелот и все связанное с Артуром играло довольно малую роль. Некоторые исследователи считают, что Мэлори пытался создать в этой части вневременной мир рыцарских подвигов и легендарной любви (). В части шестой до этого цветущий мир Артура клонится к закату – при дворе Артура появляется Грааль и многие рыцари уходят на поиски, чтобы никогда больше не вернуться. Седьмая повесть продолжает рассказ о распаде этого волшебного мира – любовь Ланселота и Гвиневеры перестает носить куртуазный, платонический характер и грозится вот-вот быть разоблаченной. В последней повести тайна раскрывается, Ланселот случайно убивает своего друга Гарета, Мордред придает ненавистного отца. В последней схватке Мордред погибает, смертельно ранив Артура. Артур уплывает на Аваллон, где может быть исцелена и смертельная рана.
Следует сказать, что Мэлори, обладая некоторым остроумием, порой подсмеиваясь над героями, делает мир короля Артура близким и понятным, но в то же время, когда это нужно, торжественным и символичным. Герои стали теперь живыми, волшебные происшествия из мистических превращаются в символические. Так Персиваль наблюдает в полусне борьбу льва со змеем, и борьба объясняется битвой внутри юноши христианского и языческого начал. Сам же роман становится вневременным, не описанием мира некогда существовавшего, а описанием мира вечно существующего параллельно с нашим.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко