Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Грааль и оккультизм

Созвездие Чаши Вакха расположено между Раком и Львом
(Макробий)

Потому ли, что обоснованного ответа на загадку случайно, предложенную Кретьеном де Труа никто так и не нашел, оттого ли, что сама легенда об Артуре и поисках Грааля обладает странной, почти необъяснимой притягательностью, но мифы круглого стола по сей день, не переставая, продолжают волновать писателей, художников, поэтов и музыкантов. Творений, посвященные этим мифам не счесть: здесь и множество фильмов, здесь и оперы Вагнера: ‘‘Парцифаль’‘, ‘‘Тристан и Изольда’‘ и пр.
Но, говоря о значении мифа об Артуре в культуре Европы, а может и всего мира, нельзя умолчать и том, что Грааль не единожды становился и объектом философских исследований, о них мы подробнее расскажем в следующем параграфе, но и это еще не все. Разнесенные менестрелями по всей Европе, ставшие неотъемлемой частью куртуазной культуры, легенды об Артуре, а в особенности таинственный Грааль нашли свое место в нескольких средневековых сектах.
Мы считаем, что, говоря о Короле Артуре, мы не должны абсолютно игнорировать эту сторону, оккультные верования, окружавшие Грааль и все связанное с ним. Поэтому мы остановимся на одной из самых таинственных и интересных сект средневековья – катарах. Вот суть учения катаров, высказанная на допросе Пьером Гарсиасом, простым крестьянином XIII века, катаром: ‘‘Господь очень добр. А в нашем мире добро отсутствует. Значит все существующее в этом мире, сотворил не Он’‘. Катары подвергались страшным гонениям и были истреблены, замки, принадлежащие им, были разрушены, их руководители были сожжены. Одной из главных тайн катаров была реликвия, которую они прятали в своих подземельях, реликвия, которой по их словам и был святой Грааль, навек потерянный после смерти последних из них. Жерар де Сэд, автор книги ‘‘Тайна катаров’‘ пишет: ‘‘В средние века все были одержимы поиском призрачной реликвии: Святого Грааля. ‘‘Тот, кто завоюет Его – говорили поэты, - станет обладателем радостной смерти’‘ Этой тайной владели катары в Монсегюре’‘. Автор здесь имеет ввиду рассказ очевидцев казни катаров. Умирая мучительной смертью на костре, ни один из казнимых не проронил ни звука и лица их оставались спокойны.
Грааль был таинственной реликвией, был реликвией христианской, теперь же стал рассматриваться, как некий мистический символ. При изучении этого вопроса, нам попалось даже сравнение образа Грааля с учением Каббалы. Путь к очищению души в учении этой секты лежит через доступ к десяти сефиротам, грубо говоря, вратам. С помощью сложных изучений и графиков, люди, занимающиеся этим вопросом, показывают, что врата тождественны замкам Грааля и последовательный проход через них показан в мифах об Артуре, как путь рыцаря от Камелота к Замку Короля Рыбака и дальше. Как мы писали выше, уже в средневековых романах под этим путем, подразумевался путь очищения души.
Есть еще одна интересная теория, рожденная на основе романа Эшенбаха. Там, как мы помним, Грааль был принесен на землю с небес. Эту историю Эшенбаху будто бы поведал человек с востока, где существует легенда о том, что бог принес с небес чашу, в которой хранилось Знание, и это Знание Он отдал людям. Эта теория была оспорена, ведь, как мы помним, Грааль Эшенбаха был не чашей, а камнем. А значит, никто не спускал с небес Грааль, он был метеоритом и сам упал с неба. Эта теория, пожалуй, наиболее состоятельна – древние люди всегда покланялись метеоритам, упавшим с самых звезд и их куски считались талисманами и бережно хранились. Но эта теория не могла остаться в таком состоянии сегодня, когда космос настолько в моде. Появились и новые версии, согласно которым Грааль на землю принесли, не ангелы, а инопланетяне, принятые нашими предками за ангелов. Они же принесли людям знания, ведь, как мы помним по множеству телепередач, именно они научили нас, например, строить пирамиды. Именно поэтому в восточных легендах в Чаше Грааля хранилось знание.
Мы не будем заниматься опровержением этих теорий, хотя относимся к ним не слишком серьезно. Наша задача, не искать природу Грааля, этим, как мы видим, занимались многие, наша задача – показать какое огромное место миф об Артуре и принадлежащий ему Грааль занимают не только в литературе, но и в культуре, в том числе современной.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко