Эпоха рыцарства | Сказочные миры Дмитрия Шевченко и Анны Стригановой
Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Эпоха рыцарства

Помни же, что долг твой соблюдать все правила и уставы рыцарства (...). Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и в наказании и быстр в пощаде и помощи, посещай обедню и подавай милостыню, чти женщин и не терпи злословия на них, потому, что мужская честь после Бога нисходит от женщин.
(Ж. Руа ''История рыцарства''. Речь государя при посвящении в рыцари)

Прежде, чем приступить к обзору романов, благодаря которым слава Артура, его круглого стола и его идеального царства дошла до наших дней, нам хотелось бы сказать несколько слов об эпохе рыцарства, к которой принадлежат эти романы, символом которой стал Король Артур.
Средние века – время феодальной раздробленности, бесконечных войн, беззакония, невежества, упадка нравственности. Возможно, именно поэтому настоящее рыцарство существовало только в эту эпоху, существовало для людей, которым необходима была добродетель, высшие ценности. Некоторые авторы называют идею рыцарства моделью существования в смутные времена. И рыцарство, возникшее в эти смутные времена было не совсем тем, о чем мы знаем сегодня, не только турниры, крестовые походы и сияющие латы отличали рыцаря. Идея рыцарства заключалась в единении души с Богом. Рыцарь должен был отречься от собственных благ, от собственной воли, что бы стать оружием истины и справедливости в руках бога. Путь рыцаря основан на служении Богу, женщине и королю. В культуре рыцарства господствовали законы любви и поэзии. Эти самые законы, по легенде, были получены первым трубадуром от сокола. Высшим из этих законов был тот, согласно которому ''миннэ'' истинная поэтическая любовь исключала физическую близость и брак. Таким образом, служение прекрасной даме приближалось по своей сути служению Богу. Особое место в культуре рыцарства всегда принадлежало поэтам, воспевавшим ''миннэ'' и рыцарские подвиги. Поэтому то такой популярностью пользовались тогда романы об Артуре, идеале рыцаря и короля.
Ведь на самом деле за описаниями различных подвигов рыцарей Круглого Стола скрывается рассказ об этапах преображения, которое проявляется, когда рыцарь проявляет добродетель, преодолевает внутренние противоречия и внешние препятствия. Самое же сложное испытание есть поиск Святого Грааля, найти который могут лишь немногие – самые чистые и достойные.
Романы об Артуре неотделимы от культуры и эпохи рыцарства. Здесь и куртуазная любовь Ланселота к Гвиневере. Много лет он был верен ей и привязан к ней именно той чистой поэтической любовью. Когда же эта любовь становится и физической, она превращается в причину гибели круглого стола, ведь Ланселот изменяет и ''миннэ'' и своему королю. Здесь и Персеваль, юноша выросший в лесу в духовной чистоте, прошедший через многие приключения, победивший в себе языческое начало и достигший, наконец, высшей цели – святого Грааля, чаши с кровью своего Господа Иисуса Христа.
Но столь идеальное общество не может долго существовать на земле. Многие рыцари Артура, отправившиеся на поиски Грааля, не вернулись, измена Ланселота и предательство Мордреда обрекли короля Артура на смерть, Логрия прекратила свое существование. Усилиями римско-католической церкви история рыцарства была искажена, а принципы дискредитированы. Была упрощенны и опошлена поэтическая любовь ''миннэ'', институт рыцарства понемногу исчез. Но, как известно, почти любой роман об Артуре заканчивается рассказом о том, что и легендарный король Логров и его рыцари, не умерли, а уплыли на остров Аваллон, откуда непременно вернуться однажды, когда на земле наступят новые смутные времена и миру понадобится вера преданность и высшая любовь.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко