Кретьен де Труа | Сказочные миры Дмитрия Шевченко и Анны Стригановой
Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Кретьен де Труа

За юношами следовала дева, прекрасная, в прелестном одеянье; в руках она несла Грааль. Когда она вошла, неся Грааль, вокруг разлился столь причудный свет, что свечи вмиг утратили свой блеск, как звезды и луна при свете солнца.
(Кретьен де Труа ''Персеваль, или повесть о Граале'').

Этому автору принадлежит особое место в истории развития Артуровского цикла, он первый в своих поэмах начал объединять разрозненные легенды, сливая их в единое произведение. Кретьен де Труа – автор первых романов о Артуре и рыцарях круглого стола.
О жизни этого удивительного французского поэта нам известно крайне мало. Он родился приблизительно в 1165 году, умер в 1190. Судя по имени и некоторым лингвистическим особенностям его произведений, Кретьен родился, или по крайней мере, длительное время прожил в Труа. Его перу принадлежат по сей день пользующиеся популярностью произведения: ''Ланселот, или рыцарь повозки'', ''Ивейн, или рыцарь со львом'', ''Эрек и Энида'', и конечно же, стоящий особняком ''Персеваль, или повесть о Граале''. Действие всех романов де Труа происходит при дворе короля Артура, хотя сам Артур, как и во многих других романах, оказывается здесь второстепенным, более того порой не слишком положительным героем, слабохарактерным правителем, не способным решить даже собственные проблемы. Главными же героями выступают отдельные рыцари круглого стола, их странствия и подвиги. Хотя, признаться честно, некоторые историки находят этому вполне насущное оправдание: эпоха раннего средневековья – эпоха феодальной раздробленности. Целью всех придворных поэтов было восхваление и прославление баронов, могущественных вассалов, которых королю порой не просто было удержать в повиновении.
Главным мотивом почти всех романов Кретьена был мотив любви, в качестве центральных персонажей присутствовали герой и героиня. Монологи и внутренние переживания героев составляют весомую часть повествования. Но в них мы так же можем заметить, что относя действие повествования ко двору Артура, Кретьен, от части описывает современный мир, средневековье с его нравами и реалиями. Так, в ''Эреке и Эниде'' герой переживает противоречие между любовью и ''рыцарством'', ''рыцарство'' же представляется здесь в понимании современном Кретьену, как забота о собственной славе, репутации. Роман ''Ланселот, или рыцарь повозки'' сразу после написания обрел огромную популярность. Описанная в нем незаконная любовь, граничащая с изменой королю, была в моде в куртуазной Франции. Таким образом, смысл легенды о любви-проклятии не был изменен автором, был изменен только ракурс.
Вследствие подобного смешения мира легенд с средневековым духом куртуазии, легенда об Артуре приобрела огромную популярность. Но и это еще не все. Кретьен де Труа умер, оставив среди недописанных произведений ''Персеваля, или Повесть о Граале''. Поднятая из глубин прошлого и так и не разгаданная загадка священной чаши заставляла все новых и новых авторов браться за перо, предлагая свой ответ. Это продолжается, по сей день. Вскоре, последователи Кретьена объявят Грааль чашей тайной вечери, здесь он лишь загадочный сосуд, значение которого неизвестно.
Персиваль, юноша выросший в лесу, непорочный и мечтательный. Таинственный замок, который появляется лишь тогда, когда действительно нужен – во всех последующих произведениях он будет отделен от мира водой, бесконечным полем, или наиболее древним и интересным мостом – лезвием. Увечный король-рыбак, правитель полуразрушенной, несчастной страны, спасти которого можно лишь задав вопрос, который, боясь за свою честь (рыцарь не должен задавать лишних вопросов) Персеваль не задает. Король-рыбак, которого позже назовут и потомком Иосифа Аримофейского (Тогда ''рыба'' трактуется, как символ ранних христиан), и порождением язычества, древним вождем. И, конечно – же, сам Грааль, процессия прекрасных дев в белых одеяниях, сопутствующие чаше копье, с которого всегда капает кровь, серебряное блюдо и сломанный надвое меч. Грааль, несший чудный свет, не сравнимый со светом звезд и со светом солнца, свет проникавший в самую душу. Вот те загадки, которые оставил нам Кретьен де Труа. В романе Кретьена почти нет намеков на магию. Замок спрятан в лесу, поэтому его трудно найти, король-рыбак ранен в честном бою. Волшебство появляется почти незаметно, приоткрывая дверь в древний и неразгаданный сказочный мир.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко