"Вульгата" | Сказочные миры Дмитрия Шевченко и Анны Стригановой
Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



"Вульгата"


Господи, славлю и благодарю тебя за то, что ты исполнил мое желание, ибо теперь я познал то, о чем мой язык не смел молвить и сердце мечтать не дерзало. И поскольку Ты исполнил мое желание узреть то, чего я так жаждал, молю Тебя: позволь мне теперь же, в этой радости, перейти от сей временной жизни в жизнь вечную

Рука простерлась прямо к Святой чаше и взяла ее вместе с копьем и унесла их на небо. И с тех пор никто из живущих на свете не дерзал говорить, что он видел Святой Грааль
(‘‘Вульгата’‘)

‘‘Вульгата’‘ цикл прозаических романов, который иногда называют ‘‘Циклом Ланселота – Грааля’‘ является важным литературным событием средневековья, переходом от литературного романа к роману прозаическому. Цикл состоит из следующих романов: ‘‘Ланселот в прозе’‘, ‘‘Поиски святого Грааля’‘, ‘‘Смерть Артура’‘, ‘‘История Святого Грааля’‘ и ‘‘История Мерлина’‘. ‘‘Вульгата’‘ - анонимное произведение, возможно, она принадлежит двум авторам – Уолтеру Мэпу и Роберу де Борону, хотя авторы усердно приписывают ‘‘Историю Мерлина’‘ самому Мерлину, якобы продиктовавшему ее своему писцу Блэзу. ‘‘История Святого Грааля’‘ же происходит, будто бы, из уст самого Господа.
Таким образом, авторы пожелали остаться неизвестными.
‘‘История святого Грааля’‘ повторяет историю, описанную де Бороном, но раскрывает ее гораздо более широко и полно.
И все же в центре внимания оказывается не Персеваль, и даже не сам Артур, а Ланселот. Во всех предыдущих романах Ланселот был представлен, как один из лучших рыцарей круглого стола, де Труа даже посвятил ему отдельный куртуазный роман. Здесь же, он является центральным героем. Уже ставший рыцарем круглого стола, поклявшийся в вечной любви королеве Гвиневере, Ланселот попадает в волшебный замок Корбеник, убив по дороге страшного дракона. В замке живет король Пеллес, а его дочь, прекрасная Элейна – дева Грааля, та самая, что выносит гостям священную Чашу. Пеллесу было некогда предсказано, что Элейна родит сына, который сумеет освободить королевство от древнего проклятья, и что отцом его должен стать именно Ланселот. Не сумев уговорить Ланселота, любящего Гвиневру, сочетаться законным браком с Элейной, Пеллес решается на обман. Опоенный волшебным напитком, Ланселот принимает дочь короля за Гвиневру. Наутро, обнаружив обман, он убегает из замка, на время лишившись рассудка.
Персеваль отходит на второй план, уступив свое место новому герою Грааля, более подходящему для этой роли. У Элейны рождается сын, его имя Галахад. В отличии от невинного, простого, чуть ли не глуповатого Персеваля, Галахад совершенен и духом, и телом. Как предназначен Ланселот для рыцарских подвигов и побед над драконами, так сын его и наследницы Грааля, Галахад предназначен быть героем Грааля.
В ‘‘Вульгате’‘ впервые описан чудесный день, который дальше будет именоваться часом славы логров. В тот день вниз по реке к Камелоту приплыл камень, в который был воткнут меч. Никто из рыцарей не мог вынуть его, как не старался. Но ко двору явился юный Галахад, он без труда вынул меч и был посвящен в рыцари, и на погибельном месте засветилось его имя. Вдруг все окна и двери в замке затворились, и в залу явился Грааль, никто не нес его, он будто летел по воздуху, неся за собой ароматы всех цветов и специй мира, слезы заструились из глаз рыцарей, и в душах их воцарился свет. Это была самая светлая и самая славная минута в истории круглого стола. Когда Грааль исчез, все рыцари поехали на его поиски, и далеко не все с тех поисков возвратились. Кстати, мотив странствия и поиска, получает в ‘‘Вульгате’‘ особенное распространение, символизируя духовное совершенствование героев, в них участвующих. Только трое из рыцарей, отправившихся на поиски, достигли Грааля, это были Галахад, Персеваль и Борс. Галахад становится преемником короля Грааля, а через год становится достоин заглянуть в чашу Грааля. Узрев великую тайну, Галахад просит Бога забрать его к себе, потому что большего на земле желать нечего. После смерти Галахада рука, простершаяся с неба забрала Грааль с земли, и никто никогда более не видел его. Персеваль стал отшельником, а Борс вернулся ко двору Артура, чтобы поведать об итоге поисков.
Есть кое-что интересное для нас и в ‘‘Истории Мерлина’‘. Мерлин – чародей, живущий одновременно в двух мирах – настоящем и волшебном, наделенный даром видеть прошлое и будущее. Благодаря Мерлину, превращением и обманом зачат Артур, Мерлин же приводит Артура к мечу в камне, Мерлин является не только магом, но и советником Артура во всех делах и битвах. Благодаря Мерлину, обычный круглый стол становится подобием стола Грааля и стола Тайной Вечери.
‘‘Смерть Артура’‘ завершает весь цикл Вульгаты. Поединок Мордреда и Артура кончается смертью Мордреда, ранением Артура, и гибелью большинства рыцарей, и знаменует собой окончание эпохи круглого стола. Кстати сказать, здесь Мордред, как, по-видимому, и в более ранних текстах, является не племянником, а незаконнорожденным сыном Артура. Корабль с девятью волшебницами, в том числе феей Морганой, увозит Артура за море, возможно в аббатство Гластонберри, где он умер и был похоронен.
В заключение разговора о ‘‘Вульгате’‘ осталось сказать лишь то, что герой из куртуазного рыцаря превратился в рыцаря Грааля, само рыцарство взошло на новую ступень, ступень высшего идеала морального благородства. Особое значение приобретает теперь крушение мира Артура и его грядущее возвращение.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко